МБОУ
«Шыгырданская средняя общеобразовательная школа имени профессора Э.З.Феизова»
Батыревского
района
Программа индивидуального
развития ребёнка
Срок реализации: 01.09.2009- 31.05.2013гг.
Автор:
Асеинова Сириня Зиатдиновна
классный руководитель 3а класса
с.Шыгырдан, 2009г
Пояснительная записка
Педагогу необходимо знать
интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и
взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.
Для этого классный руководитель может воспользоваться программой
индивидуального развития ребёнка.
Младший школьный возраст—это
самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности.
Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими,
осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший
ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах
поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим « я», т.е.
вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка.
Педагог
как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего
класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи
классный руководитель решает в соответствии с учётом возраста детей и
взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности
каждого ученика.
Основным
критерием результативности деятельности классного руководителя является
содействие саморазвитию личности , реализации творческих способностей,
обеспечение социальной защиты , создание необходимых условий для активизации
усилий детей по решению собственных проблем.
Актуальность программы
Все методические и
практические материалы решают актуальные проблемы начальной школы: адаптация
первоклассников к обучению в школе, развитие учебно- познавательной мотивации
учащихся, безопасность и сохранение здоровья, психологическая подготовка
учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы и др.
Диагностические
исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы,
необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы
с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей
развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности.
Научная обоснованность программы.
Материалы ориентированы на практическую деятельность: даются подробные описания
диагностических методик, методы наблюдения, анкеты, тесты и т.д. Теоретические
материалы представлены на доступном учителю уровне и адаптированы для
каждодневной учебно-воспитательной деятельности. Причём все материалы— и
практические, и теоретические – соотнесены требованиями развития общества и
школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Направленность
и уровень программы.
Классный руководитель сегодня – это
педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
·
духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой
культуры;
·
заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах
совместной деятельности классного коллектива;
·
неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью
создания благоприятных условий для формирования его личности;
·
помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности;
·
создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного
морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые
воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
·
координатором усилий педагогов, семьи – словом, всех воспитывающих сил
общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
Деятельность
классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе,
основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним
из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.
Основное назначение
классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед
собой общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его
неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе
включает:
§
организацию деятельности классного коллектива;
§
организацию учебной деятельности всего класса и отдельных
учащихся;
§
организацию жизни класса во внеучебное время;
§
изучение и воспитание личности;
§
работа с родителями.
В своей работе с
детским коллективом я использую различные методы и формы воспитания. Для
изучения особенностей детского коллектива большое значение имеет диагностика.
Диагностические исследования - это оценочная практика, направленная на
изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Наиболее
информативными методами диагностики являются:
u
беседа;
u
наблюдение;
u
анкетирование;
u
тестирование.
Цель программы:
Создание условий для формирования
духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности,
способной на сознательный выбор жизненной позиции.
Основные
задачи программы:
1) выявление склонностей и дарований,
развитие их в соответствии с индивидуальными особенностями школьника, его
способностями и возможностями;
2) развитие интеллекта, познавательных возможностей,
склонностей и дарований ученика;
3) формирование моральных качеств, черт характера, навыков и
привычек поведение;
4) формирование целостного представления о природе, обществе,
человеке.
Направления
программы:
1. Здоровье.
2. Интеллект.
3. Я среди людей.
4. Я и моя Родина.
5. Досуг.
Каждое направление
предусматривает свои задачи и свою картотеку проведения занятий.
Ожидаемые конечные результаты:
·
Развитие
общеучебных умений ребенка;
·
Развитие
и совершенствование интеллектуальных умений;
·
Развитие
эмоционально- волевой сферы;
·
Формирование
положительной «Я- личность»
·
Развитие
мотивационно- потребностной сферы
Программа «Здоровье»
Задачи программы:
Ø Создание
условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во
внеурочной деятельности.
Ø Воспитание
уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
Ø Воспитание
уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.
Ø Воспитание
сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к
выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным
занятиям спортом.
Формы,
методы и приёмы работы:
Ø Беседы о
здоровом образе жизни, режиме дня.
Ø Заочные
путешествия в мир спорта.
Ø Осенние и весенние
кроссы
Ø Спортивные
викторины.
Ø Классные
часы и родительские собрания с приглашением врача.
Ø Посещение
бассейна.
Ø Наблюдения
во время занятий, на переменах, во время игр и т.д.
Программа «Интеллект»
Задачи программы:
Ø Изучение и
развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Ø Создание
условий для формирования мотивации учения.
Ø Развитие
учебных интересов, умений учащихся средствами внеклассной работы.
Ø Воспитание
уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов
собственным трудом.
Ø Воспитание
стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере
реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Ø Развитие
читательского интереса и читательских умений учащихся.
Ø Средствами
внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.
Формы, методы и приёмы
работы:
·
Интеллектуальные
марафоны.
·
Предметные
олимпиады.
·
Клуб «Что? Где? Когда?»
·
Читательские конференции.
·
По страницам календаря.
·
Интерактивные игры.
·
Защита проектов «Мои увлечения»
Программа «Я среди людей»
Задачи
программы:
Ø Воспитание у
школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого
человека.
Ø Воспитание
гражданской позиции, отстаивать свои интересы цивилизованным путем.
Ø Формирование
волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
Формы, методы и приёмы работы:
u Интерактивные игры.
u Часы общения.
u Нравственные беседы.
u «Моя семья».
u Забота о пожилых.
Программа
«Я и моя Родина»
Задачи программы:
§ Воспитание патриотизма и
интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на
территории Родины.
§ Воспитание уважительного отношения к
людям различных национальностей, заслуживших уважение и память России.
§ Трудовые десанты, субботники,
трудовые акции и проекты.
§ Знакомство с народными ремеслами,
профессиями сельского хозяйства.
Формы, методы и приёмы работы:
u Заочные путешествия в
прошлое своей Родины.
u Конкурсы рассказов и
стихов о Родине.
u Конкурс рисунков « Я и
моя Родина».
u Классные часы с
участием родителей.
u Защита рефератов
«Профессии моих родителей»
Программа «Досуг»
Задачи программы:
§ Формирование потребности учащихся
участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.
§ Воспитание нетерпимого отношения к
вредным привычкам.
§ Воспитание стремления к интересно
полезному времяпрепровождению.
§ Демонстрация средствами
внеклассных мероприятий интересов и достижений учащихся, их
талантов и творческих способностей.
§ Воспитание эстетического вкуса,
потребности в достойном поведении в повседневной деятельности.
§ Соблюдение этикета, наличие
тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими
людьми.
Формы, методы и приёмы работы:
Ø Праздник добрых дел.
Ø Творческие конкурсы.
Ø Экскурсии на природу.
Ø Встречи с людьми
искусства.
Ø Беседы «О
душевной красоте и не только»
Ø Посещение
концертов и цирка.
Текущие результаты
реализации программы
индивидуального развития
ребёнка
«Я – личность».
«Во всём мне хочется дойти
До
самой сути:
В
работе, в поисках пути,
В
сердечной смуте,
До
сущности протёкших дней,
до их
причин,
До
оснований, до корней,
До
сердцевины…»
Б.Пастернак
Самарина Диня Феркатовна
Дата рождения: 29.11.2002
В первый класс поступила в 2009 году. В данный
момент учится в 3 «А» классе МБОУ «Шыгырданская СОШ имени профессора
Э.З.Феизова»
Семья обеспеченная. У Дини есть старший брат. Отношения между членами
семьи хорошие, дружелюбные. Родители своим детям во всём помогают.
Диня посещает танцевальный и кружок «Умелые руки»
«Здоровье»
Диня–
здоровая девочка, рост и вес соответствует возрасту, нет нарушений движения.
Часто участвует в спортивных соревнованиях. Кроме того они всей семьёй
участвуют и во внешкольных соревнованиях («Лыжня России», «Папа, мама, я
– спортивная семья» и др.)
«Интеллект»
Диня
учится на «4» и «5». Она активный участник многих мероприятий и конкурсов.
Добивается хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы.
1 класс:
·
Школьный конкурс, посвящённый «Празднику Весны» -2-е место;
·
В рамках «Недели начальных классов» победила в номинации «Самый активный
читатель»;
·
В рамках «Недели начальных классов» в олимпиаде по окружающему миру – 2-е
место;
2 класс:
Ø Конкурс
рисунков, посвящённый здоровому образу жизни «Здоровому всё здорово»- 1-е
место;
Ø Участник школьного конкурса «Алло, мы ищем таланты»
3 класс
Ø 2-е место в
конкурсе «Моя каллиграфия»
Ø В рамках «Недели начальных классов» в конкурсе
рисунков на тему «Угощаем птиц»- 2-е место.
Ø Победительница
конкурса «А ну-ка, девочки!»
«Я среди людей»
Методика
"Какой Я?"
Эта
методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор,
пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и
оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки,
проставляются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в
баллы.
Оценка результатов:
«ДА» - 1 балл, «НЕТ» - 0 баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ»
- 0,5 баллов.
Самооценка
ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам
личности.
Выводы об уровне самооценки
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
№ п\п
|
Качества
личности
|
Оценки по
шкале
|
|||
да
|
нет
|
иногда
|
не знаю
|
||
1
|
Хороший
|
Х
|
|||
2
|
Добрый
|
Х
|
|||
3
|
Умный
|
Х
|
|||
4
|
Аккуратный
|
Х
|
|||
5
|
Послушный
|
Х
|
|||
6
|
Внимательный
|
Х
|
|||
7
|
Вежливый
|
Х
|
|||
8
|
Способный
|
Х
|
|||
9
|
Трудолюбивый
|
Х
|
|||
10
|
Честный
|
Х
|
Итого
получается 7 баллов.
Методика «Лесенка»
Рисуем на
листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые
плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней
ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставила бы ты себя? (Нарисуй себя
на этой ступеньке.)
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень
самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень
самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень
самооценки (завышенная).
Как мы видим, у Дини правильная самооценка (средний
уровень).
Оценка за вежливость
Следует
ответить на 5 вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» - это и
будет оценка за вежливость.
№ п/п
|
Вопросы
|
Ответы «ДА» или «НЕТ»
|
1
|
Всегда ли ты уступаешь место в транспорте?
|
ДА
|
2
|
Всегда ли ты стоишь в очереди?
|
НЕТ
|
3
|
Говоришь ли ты маме «Спасибо», когда встаёшь из-за
стола или надеваешь выглаженную ею платье?
|
ДА
|
4
|
Всегда ли тактично ведёшь себя с одноклассниками?
|
НЕТ
|
5
|
Всегда ли ты проявляешь внимание и чуткость к своим
одноклассникам?
|
ДА
|
Оценка за вежливость – «3»
|
Диня легко
устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в
коллективной игре, проявляет качества лидера.
«Я и моя Родина»
Ранжирование
Этот метод позволяет выявить степень
личной значимости каких-либо слов для учеников. Ученик по очерёдности
записывает 10 существительных, отражающих социальные ценности.
Диня ранжировала слова так: природа,
человек, дом, семья, деньги, спорт, еда, школа, игры, книга.
«Досуг»
Любимые занятия Дини: играть,
петь, танцевать, слушать музыку, ходить на экскурсии, участвовать в различных
конкурсах и соревнованиях, конструирование и лепка.
Заключение
Работа, проведенная в соответствии с
программой индивидуального развития, имеет некоторые положительные результаты.
Значит, она оправдывает поставленные цель и задачи. Успешность ребенка повлияла
на его самооценку, повысился авторитет в классе. Можно определить направления
дальнейшей работы:
- Вовлекать учащегося в организацию проведения мероприятий
- Продолжать тесный контакт с семьей
- Отслеживать динамику формирования личностных качеств
- Укреплять здоровье
- Разработать схему развития интеллектуального уровня (работа с одаренным ребенком)
Ресурсное обеспечение программы
1. Материально-техническое
обеспечение;
- компьютер
- проектор
-интерактивная
доска
-
магнитофон
2.
Учебно-методическое обеспечение;
- необходимая литература для проведения
диагностирования
Список литературы
1.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое
обследование младших школьников. М., 2001.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?
М.,2000.
3.Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в
процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./
4. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности
классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.
5.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю.,
Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. Москва, 2006.
Комментариев нет:
Отправить комментарий