Программа индивидуального развития ребенка





МБОУ «Шыгырданская средняя общеобразовательная школа имени профессора Э.З.Феизова»
Батыревского района



Программа индивидуального

развития ребёнка


«Я –  личность»



Срок реализации: 01.09.2009- 31.05.2013гг.



                                                 Автор:
Асеинова Сириня Зиатдиновна
классный руководитель 3а класса                   

с.Шыгырдан, 2009г


Пояснительная записка

        Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми  людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться программой индивидуального развития ребёнка.
          Младший  школьный возраст—это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим « я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка.
            Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса  в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
            Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности , реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты , создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Актуальность программы

               Все методические и практические материалы решают актуальные проблемы начальной школы: адаптация первоклассников к обучению в школе, развитие учебно- познавательной мотивации учащихся, безопасность и сохранение здоровья, психологическая подготовка учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы и др.
            Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы, необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности.

 Научная обоснованность программы.

               Материалы ориентированы на практическую деятельность: даются подробные описания диагностических методик, методы наблюдения, анкеты, тесты и т.д. Теоретические материалы представлены на доступном учителю уровне и адаптированы для каждодневной учебно-воспитательной деятельности. Причём все материалы— и практические, и теоретические – соотнесены требованиями развития общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
 Направленность и уровень программы.

      Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
·       духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
·       заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
·        неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности;
·       помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности;
·       создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
·     координатором усилий педагогов, семьи – словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.

       Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.
      Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
                 Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе включает:
§       организацию деятельности классного коллектива;
§       организацию учебной деятельности всего класса и    отдельных учащихся;
§       организацию жизни класса во внеучебное время;
§       изучение и воспитание личности;
§       работа с родителями.

      В своей  работе с детским коллективом я использую различные методы и формы воспитания. Для изучения особенностей детского коллектива большое значение имеет диагностика. Диагностические исследования  - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Наиболее информативными методами диагностики являются:
u    беседа;
u    наблюдение;
u    анкетирование;
u    тестирование. 

Цель программы:
             Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

Основные задачи программы:

1)   выявление склонностей и дарований, развитие их в соответствии с индивидуальными особенностями школьника, его способностями и возможностями;
2)   развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика;
3)   формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведение;
4)   формирование целостного представления о природе, обществе, человеке.

Направления программы:

1.    Здоровье.
2.    Интеллект.
3.    Я среди людей.
4.    Я и моя Родина.
5.     Досуг.
        Каждое направление предусматривает свои задачи и свою картотеку проведения занятий.    


                                         Ожидаемые конечные результаты:

·         Развитие общеучебных умений ребенка;
·         Развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
·         Развитие эмоционально- волевой сферы;
·         Формирование положительной «Я- личность»
·         Развитие мотивационно- потребностной сферы


Программа «Здоровье»
 Задачи программы:

Ø  Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Ø  Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
Ø  Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.
Ø  Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

 Формы, методы и приёмы работы:

Ø  Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня.
Ø  Заочные путешествия в мир спорта.
Ø  Осенние и весенние кроссы
Ø  Спортивные викторины.
Ø  Классные часы и родительские собрания с приглашением врача.
Ø  Посещение бассейна.
Ø  Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т.д.
Программа «Интеллект»
 Задачи программы:

Ø  Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Ø  Создание условий для формирования мотивации учения.
Ø  Развитие учебных интересов, умений учащихся средствами внеклассной работы.
Ø  Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.
Ø  Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Ø  Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.
Ø  Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.
 Формы, методы и приёмы работы:

·         Интеллектуальные марафоны.
·         Предметные олимпиады.
·         Клуб «Что? Где? Когда?»
·         Читательские конференции.
·         По страницам календаря.
·         Интерактивные игры.
·         Защита проектов «Мои увлечения»
                             Программа «Я среди людей»

Задачи программы:

Ø  Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.
Ø  Воспитание гражданской позиции, отстаивать свои интересы цивилизованным путем.
Ø  Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

Формы, методы и приёмы работы:

u   Интерактивные игры.
u   Часы общения.
u   Нравственные беседы.
u   «Моя семья».
u   Забота о пожилых.

Программа «Я и моя Родина»
 Задачи программы:

§  Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины.
§  Воспитание уважительного отношения к людям различных национальностей, заслуживших уважение и память России.
§  Трудовые десанты, субботники, трудовые акции и проекты.
§  Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства.

Формы, методы и приёмы работы:

u   Заочные путешествия в прошлое своей Родины.
u   Конкурсы рассказов и стихов о Родине.
u   Конкурс рисунков « Я и моя Родина».
u   Классные часы с участием родителей.
u   Защита рефератов «Профессии моих родителей»

 Программа «Досуг»
Задачи программы:

§  Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.
§  Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам.
§  Воспитание стремления к интересно полезному времяпрепровождению.
§  Демонстрация средствами  внеклассных  мероприятий интересов и достижений учащихся,  их талантов и творческих способностей.
§  Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной деятельности.
§  Соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.


 Формы, методы и приёмы работы:



Ø  Праздник добрых дел.
Ø  Творческие конкурсы.
Ø  Экскурсии  на природу.
Ø  Встречи с людьми искусства.
Ø  Беседы «О душевной красоте и не только»
Ø  Посещение концертов и цирка.    

Текущие результаты реализации программы
индивидуального развития ребёнка
«Я – личность».
                                                                                   «Во всём мне хочется дойти
                                                              До самой сути:
                                                    В работе, в поисках пути,
                                                                       В сердечной смуте,
                                                              До сущности протёкших дней,
                                                             до их причин,
                                                       До оснований, до корней,
                                                                   До сердцевины…»
                    Б.Пастернак


Самарина Диня Феркатовна
Дата рождения: 29.11.2002
 В первый класс поступила в 2009 году. В данный момент учится в 3 «А» классе МБОУ «Шыгырданская СОШ имени профессора Э.З.Феизова»
Семья  обеспеченная. У Дини  есть старший брат. Отношения между членами семьи хорошие, дружелюбные. Родители своим детям во всём помогают.
  Диня  посещает танцевальный и кружок «Умелые руки»


«Здоровье»
         Диня– здоровая девочка, рост и вес соответствует возрасту, нет нарушений движения. Часто участвует в спортивных соревнованиях. Кроме того они всей семьёй участвуют и во  внешкольных соревнованиях («Лыжня России», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.)

«Интеллект»
        Диня учится на «4» и «5». Она активный участник многих мероприятий и конкурсов. Добивается  хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы.
                1 класс:
·       Школьный конкурс, посвящённый «Празднику Весны» -2-е место;
·       В рамках «Недели начальных классов» победила в номинации «Самый активный читатель»;
·       В рамках «Недели начальных классов» в олимпиаде по окружающему миру – 2-е место;
                2 класс:
Ø  Конкурс рисунков, посвящённый здоровому образу жизни «Здоровому всё здорово»- 1-е место;
Ø  Участник  школьного конкурса «Алло, мы ищем таланты»
         3 класс
Ø  2-е место в конкурсе «Моя каллиграфия»
Ø  В рамках  «Недели начальных классов» в конкурсе рисунков на тему «Угощаем птиц»- 2-е место.
Ø  Победительница конкурса «А ну-ка, девочки!»

«Я среди людей»

Методика "Какой Я?"

          Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности. Оценки, проставляются в соответ­ствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов:
«ДА» - 1 балл, «НЕТ» - 0 баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ» - 0,5 баллов.
            Самооценка ребёнка оп­ределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем каче­ствам личности.
Выводы об уровне самооценки
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1  балл — очень низкий.

№ п\п
Качества личности
Оценки по шкале
да
нет
иногда
не знаю
1
Хороший
Х



2
Добрый
Х



3
Умный
Х



4
Аккуратный


Х

5
Послушный



Х
6
Внимательный



Х
7
Вежливый


Х

8
Способный
Х



9
Трудолюбивый


Х

10
Честный


Х

Итого получается 7 баллов.

Методика «Лесенка»
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

 



           Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставила бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке.)
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Как мы видим, у Дини правильная самооценка (средний уровень).
Оценка за вежливость
       Следует ответить на 5 вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» - это и будет оценка за вежливость.

№ п/п
Вопросы
Ответы «ДА» или «НЕТ»
1
Всегда ли ты уступаешь место в транспорте?
ДА
2
Всегда ли ты стоишь в очереди?
НЕТ
3
Говоришь ли ты маме «Спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную ею платье?
ДА
4
Всегда ли тактично ведёшь себя с одноклассниками?
НЕТ
5
Всегда ли ты проявляешь внимание и чуткость к своим одноклассникам?
ДА
Оценка за вежливость – «3»
          
       Диня легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной игре, проявляет качества лидера.

«Я и моя Родина»
 Ранжирование
          Этот метод позволяет выявить степень личной значимости каких-либо слов для учеников. Ученик по очерёдности записывает 10 существительных, отражающих социальные ценности.
       Диня ранжировала слова так: природа, человек, дом, семья, деньги, спорт, еда, школа,  игры, книга.

«Досуг»
     Любимые занятия Дини: играть, петь, танцевать, слушать музыку, ходить на экскурсии, участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, конструирование и лепка.
Заключение
         Работа, проведенная в соответствии с программой индивидуального развития, имеет некоторые положительные результаты. Значит, она оправдывает поставленные цель и задачи. Успешность ребенка повлияла на его самооценку, повысился авторитет в классе. Можно определить направления дальнейшей работы:


  • Вовлекать учащегося в организацию проведения мероприятий
  • Продолжать тесный контакт с семьей
  • Отслеживать динамику формирования личностных качеств
  • Укреплять здоровье
  • Разработать схему развития интеллектуального уровня (работа с одаренным ребенком)
Ресурсное обеспечение программы
1.  Материально-техническое обеспечение;
- компьютер
- проектор
-интерактивная доска
- магнитофон
2.  Учебно-методическое обеспечение;
- необходимая литература для проведения диагностирования
Список литературы
1.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
3.Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./
4. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.  
5.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. Москва, 2006.






Комментариев нет:

Отправить комментарий